(863) 275-35-16 контактный телефон
неОфициальный сайт психологов - консультантов
Психологи, Психотерапевты
Создать личную страницу на этом сайте
заполнить анкету
Объявления
все объявления
Детские страхи

«Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте это с любовью»

Кен Кэри

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как помочь ребенку справиться со страхами? Подобные вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение — чувства, которые неизбежно возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.
Страх разлуки: Максим очень боится разлуки с матерью. Он следует за ней по пятам по всему дому, ему постоянно нужно знать, где она находится.
Социофобия: Степан постоянно озабочен тем, что о нем думают другие. Он избегает общения в школе и чувствует себя в полном одиночестве.
Паническое расстройство: Светлана описывает свой внезапный приступ непреодолимой тревоги: «Мое сердце стало биться так сильно, что мне казалось, оно вот-вот разорвется. Я думала, что умру».

В приведенных мною примерах дети страдают от чрезмерной болезненной тревожности.
Тревога — это эмоциональное состояние, для которого свойственны сильный негативный аффект, симптомы мышечной напряженности и предчувствие опасности или неудачи в будущем (Барлоу, 1988). Это определение включает два основных признака тревоги — сильные негативные эмоции и элемент страха. Считается, что дети, испытывающие чрезмерную болезненную тревогу, страдают тревожным расстройством. Такие расстройства проявляются по-разному. Некоторые дети, подобно Максиму, испытывают тревогу, когда они разлучены с матерью или оказываются вне дома. Другие — страдают от тревоги лишь в определенных ситуациях, например, когда они летят в самолете, или, как Степан, когда им надо отвечать на уроке. У некоторых детей, как у Светланы, возникают внезапные вспышки сильной тревоги, которые деморализуют их и сковывают, делая неподвижными. А других не покидают постоянные и пугающие мысли после травматического события.
У многих детей отдельные разновидности тревожных расстройств могут возникать одновременно, сочетаясь друг с другом, или последовательно, проявляясь в разные периоды развития.

На прогулке, когда Кирилл видел собаку, свободно бегающую во дворе перед домом, он бледнел и начинал дрожать от страха. Мысли его путались, и ему сложно было переключить свое внимание на что-либо другое.

Тревога Кирилла — это реакция на событие, которое воспринимается как потенциальная угроза. На самом деле в определенном возрасте и в определенных ситуациях появление тревоги вполне закономерное и нормальное явление. Умеренные страх и тревога служат средством защиты и являются, прежде всего, реакцией на осознаваемую опасность или угрозу.

Страх или тревога. Важно отличать тревогу от родственного ей чувства — страха. Страх — это ориентированная на настоящее эмоциональная реакция на действительную опасность, сопровождающаяся стремлением к поиску спасения и общим возбуждением симпатической нервной системы. Тревога, напротив, ориентирована на будущее и характеризуется дурными предчувствиями и ощущением недостатка контроля над предстоящими событиями, которые могут оказаться угрожающими. И страх, и тревога предупреждают об опасности. Однако тревога возникает тогда, когда в настоящем никакой опасности не существует.

Нормальные страхи. Поскольку дети и окружающая их среда непрерывно меняются, страхи, нормальные для одного возраста, могут стать препятствием развития определенных навыков несколько лет спустя. Например, боязнь незнакомых людей может выполнять защитную функцию у маленьких детей, но если она сохраняется по мере взросления, то может серьезно мешать развитию отношений со сверстниками. Является ли специфический страх нормальным или нет, зависит от того, как он воздействует на ребенка и как долго продолжается. Если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь ребенка или длится всего несколько недель, то он, скорее всего, является частью нормального развития. Частота появления страхов и их содержание меняются с возрастом, и, как правило, чем старше становится ребенок, тем реже у него появляются страхи.

Нормальные тревоги. Как и страхи, тревоги часто возникают в детстве и подростковом возрасте. Наиболее распространенными симптомами нормальной тревоги являются обеспокоенность, связанная с предстоящим написанием проверочных работ, переживание по поводу своих способностей, потребность в одобрении, а также, тревога, связанная с физическим недомоганием.

Страхи, возникающие в младенчестве, детстве и подростковом возрасте
Таблица 1

Возраст Объекты страха
0-6 месяцев Потеря физической поддержки, резкие звуки
7-12 месяцев Незнакомые люди; внезапное, неожиданное появление предметов или предметы, угрожающего вида
1 год Разлука с родителями, травма, незнакомые люди
2 года Громкие звуки, животные, темная комната, разлука с родителями, крупные предметы, изменения окружающей обстановки
3 года Маски, темнота, животные, разлука с родителями
4 года Разлука с родителями, животные, темнота, шум
5 лет Животные, «плохие» люди, темнота, разлука с родителями, физическая травма
6 лет Сверхъестественные существа (например, приведения или ведьмы), физическая травма, гром и молния, темнота, засыпание в одиночестве, пребывание в одиночестве, разлука с родителями
7-8 лет Сверхъестественные существа, темнота, события, показанные в телепередачах, пребывание в одиночестве, физическая травма
9-12 лет Тесты и экзамены в школе, школьная успеваемость, физическая травма, внешность, смерть
Подростковый возраст Личные отношения, внешность, школа, природные бедствия, безопасность

В таблице перечислены наиболее распространенные страхи у детей и подростков. (Источник: Klein & Last, 1989)

Возникновение страхов

  1. Причина первая и наиболее понятная — конкретный случай, который напугал ребенка (н-р, укусила собака, застрял в лифте и т.д.). Как правило, такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, переживших стрессовую ситуацию, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) Эти черты характера могут сформироваться, если родители применяют «запугивание», как средство воспитания: «Не будешь спать — заберет Баба-Яга!»
  2. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные — это внушенные страхи. Их источник — взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на долгие годы.
  3. Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Страхи бывают 3-х видов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Их ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты (гипсофобия), закрытых и открытых пространств (клаустрофобия и агорафобия), боязнь принимать пищу (ситофобия) и др. 

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых сложно определить. Например, почему ребенок боится играть с какой-то конкретной игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие может свидетельствовать о серьезных отклонениях в психике.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, «идеями фикс», и вызваны собственной фантазией ребенка. В большинстве случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «застревают», их бывает сложно вытащить из собственной фантазии.
К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты ( в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка носит навязчивый характер и (или) оказывает значительное влияние на его повседневную жизнь. Но если Вы видите, что страх не причиняет Вашему ребенку особого беспокойства, можете попробовать справиться своими силами.

Выявить страхи можно в беседе с ребенком. Начать спрашивать о них лучше в процессе игры, как бы между прочим, вкрапляя вопросы в игровые паузы. При этом не сидите в стороне, а будьте рядом с играющим ребенком (присядьте на корточки, если это маленький ребенок). В разговоре старайтесь не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи, ты боишься ...», а спрашивать, задавая наводящие вопросы, и ждать ответа. После небольшой паузы переходите к выявлению следующего страха.
Основные методы борьбы со страхом

Нарисовать страх — это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. Если ребенок согласился и нарисовал свой страх — это значит, он сумел преодолеть внутренний барьер. Страх, отображенный в рисунке, является для ребенка уже почти реальным его воплощением. Исключительно важным моментом на этом этапе является следующее.

Необходимо, чтобы ребенок нарисовал все свои страхи. Неполное изображение страхов сводит к нулю результативность метода.

Ребенок может спросить Вас, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы не повлиять на визуальное воплощение детской фантазии. Например, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, ответьте ему: «Нарисуй ее так, как ты видишь!» «А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Вы, таким образом, не навяжете ребенку свое представление, и поможете ему более четко отразить его собственное видение образа в сознании.

После того как рисунки (или рисунок) готовы, Вам необходимо обсудить их с ребенком. Просматривая сделанные рисунки вместе, спрашивайте у него, боится он теперь или нет. Внимательно наблюдайте за голосом и выражением лица ребенка. Постарайтесь понять, насколько искренне он говорит. Отрицание страха обязательно закрепляйте похвалой. В том случае, если часть страхов осталась, отдельно разберите те рисунки, на которых изображены пугающие персонажи. Вместе с ребенком попытайтесь отыскать в рисунке какие-то смешные или забавные черты — так образ на рисунке, ассоциирующийся с реальным образом угрозы, станет менее угрожающим или совсем потеряет свою устрашающую символику.

В том случае, если смешные черты отыскать не удается, не стоит их придумывать. Лучше попросите ребенка порвать рисунок, выбросив обрывки в мусорное ведро. Уничтожив нарисованного злодея, Вы поможете ребенку побороть страх. «Теперь его больше нет!» — скажите ребенку и похвалите его за то, что он уничтожил злодея, разорвав рисунок.

При обсуждении рисунка с ребенком крайне важно не произносить слова «рисунок», «нарисованный злодей» и т.д. Вопрос: «Где у нас тут нарисована Баба Яга?» замените на вопрос: «Где баба Яга? Ага, вот она!»

Помогите ребенку отождествить рисунок и образ злодея — в этом случае, порвав рисунок, уничтожив его или посмеявшись над ним, ребенок легко избавится от страха.
Рисование страхов способно помочь ребенку избавиться от них. Однако не следует думать, что достаточно будет просто попросить ребенка нарисовать свой страх, и он непременно это сделает. Зачастую реакция детей на подобную просьбу бывает резко отрицательной. И это неудивительно — ребенок боится даже думать о том, что его так пугает. А нарисовать на бумаге означает для него воплотить страх в жизнь, дать ему какую-то форму, обличье. Поэтому не следует заставлять ребенка рисовать свой страх насильно и ругать его за упрямство в том случае, если он отказывается это делать. Лучше до поры до времени оставить эту просьбу, а потом вернуться к ней вновь.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов и т. д. Когда подобные поделки — плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, положительные.
Еще один из методов — это придумать вместе с ребенком сказку на тему его страха. Окончание истории должно быть о том, как герой побеждает свой страх.
Для преодоления страхов можно также использовать игру или инсценировку. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родителям самостоятельно сложно будет воспользоваться этим методом. Здесь предпочтительно действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию.
Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. Задача психолога — проиграть сюжеты рассказов в группе. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Он будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут отвлечься от тревожных мыслей.
Все виды коррекции возможно применять в комплексе.

В серьезных случаях, когда Вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к специалисту. Не стоит оставлять без внимания жалобы ребенка, постарайтесь отнестись к ним с пониманием, даже если Вам его страх кажется беспочвенным.
Детский психолог
Мирошниченко Елена