(863) 275-35-16 контактный телефон
неОфициальный сайт психологов - консультантов
Психологи, Психотерапевты
Создать личную страницу на этом сайте
заполнить анкету
Объявления
все объявления
Нарушения в развитии детей


Детская гиперактивность и расстройства внимания.

Из всех детей с теми или иными проблемами развития и поведения, направляемых школой или детским садом к детскому психологу, большую часть составляют беспокойные дети. Таких детей принято весьма условно и не всегда обоснованно характеризовать термином "гиперактивный ребёнок".
Однако, при психоневрологическом обследовании,  диагноз гиперактивность подтверждается лишь для части детей школьного возраста.

Гиперактивность
- это скорее исторически сложившееся название для целой группы различных видов расстройств внимания, которые не обязательно должны сопровождаться моторным беспокойством.

Общим для диагнозов ADHD (Attention Deficit Hyperactive Disorder) и ADD (Attention Deficit Disorder) является расстройство внимания.

ADHD - это расстройство внимания, которое сопровождается ярко выраженными моторным и эмоциональным беспокойством, повышенной импульсивностью.

ADD - это расстройство внимания в той или иной степени при полном отсутствии элементов беспокойства.

  Многие из так называемых ''беспокойных'' детей, демонстрирующих похожую на гиперактивность клиническую картину, оказываются подвержены совершенно другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.


 Примерами таких типичных расстройств могут являться:

- различные физиологические расстройства сна, питания; дисфункция щитовидной железы и т.д.;

- проблемы замедленного и несбалансированного развития различных сенсорных систем,
что очень затрудняет адаптацию ребёнка в окружающей среде,
например, дети с очень высоким порогом болевой чувствительности часто очень драчливы, а дети с проблемами развития вестибулярного и опорно-двигательного аппарата не могут ''усидеть'' на одном месте и, как правило, отстают от других детей в овладении моторными навыками;

- эмоциональные расстройства, например, такие как: повышенная тревожность, различные виды депрессивных состояний, посттравматические реакции на изменения в окружающей среде (например: болезни или смерть близких, развод родителей, переезд на новое место жительства и т.д.).

 Именно из-за особой сложности и неоднозначности клинической картины, важно провести тщательное психоневрологическое обследование ребёнка и, ни в коем случае, не прибегать к медикаментозному самолечению.

  В связи с тем, что выделить функцию внимания ''в чистом виде'' из всего спектра психических процессов очень сложно, измерение и установление границ расстройства внимания на практике являются достаточно условными. И если у ребёнка имеется какая-либо из проблем внимания, то это отрицательно сказывается на всех умственных и эмоциональных процессах, свойственных детскому организму, а также часто сопровождается различными отрицательными формами поведения, в том числе и гиперактивностью.

 При изучении проблемы внимания исследуются 4 основные параметра:


1. Способность концентрации внимания
, которая, в свою очередь, подразделяется на автоматическую способность концентрации внимания (непроизвольное внимание) и осознанно управляемую (произвольное внимание).
 При этом важной характеристикой является способность не только включения внимания, но также и его переключения. Детям с проблемами переключения внимания трудно переходить от одного задания к следующему. Особенно трудно для таких детей списывать с доски.

2. Способность удерживать внимание в течение времени .

3. Способность выборочного внимания.

 Здесь речь идёт о способности ребёнка изменять интенсивность внимания в соответствии со степенью важности принимаемой им информации.

4. Состояние развития системы слежения и контроля.
 Достаточно развитая система слежения и контроля позволяет ребёнку принимать взвешенные и верные решения в различных конфликтных ситуациях, быть достаточно гибким в использовании ресурсов внимания (концентрация, рассеивание и раздвоение и др.), в соответствии с изменением ситуации.

 Все перечисленные параметры внимания очень зависимы от степени мотивации ребёнка и от его эмоционального и физического состояния (чувство голода, усталость и т.п.)

 Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) -

 дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции".

Классификация.

Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Еще раз о гиперактивности.

Как играть с гиперактивным ребенком.


Чрезмерная активность детей, особенно мальчиков, явление весьма распространенное. Но родителям следует отличать повышенную подвижность ребенка как проявление холерического типа темперамента от гипердинамического синдрома. Некоторые родители и педагоги принимают подвижность ребенка за гиперактивность. Однако только излишняя (с точки зрения взрослых) двигательная активность не может служить поводом для такого диагноза. Это может сделать только врач.

Как предположить, что ребенок гиперактивный

Основными проявлениями гиперактивности являются: дефицит активности внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Американские психологи П.Бейкер и М.Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:

- дефицит активного внимания

- непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание

- не слушает, когда к нему обращаются

- с энтузиазмом берется за задание, но  не заканчивает его

- испытывает трудности в организации

- часто теряет вещи

- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

- часто бывает забывчив

- двигательная расторможенность

- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то).

- спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве

- очень говорлив

- импульсивен

- начинает отвечать, не дослушав вопроса

- плохо сосредоточивает внимание

- не может контролировать и регулировать свои действия  

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, родитель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

токсикоз беременности;

патология родов;

инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

генетические факторы;

хронический алкоголизм родителей.

По современным данным, у 85 процентов детей с данным диагнозом причиной возникновения гиперактивности стали патология беременности и (или) родов у матери.

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчеркивают специалисты, ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал, чувство вины и переживания

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому родителю важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Чем же отличаются друг от друга гиперактивные и тревожные дети?

Критерий

Гиперактивный

Тревожный

 

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

 

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

 

Характер движений

Лихорадочный, беспокойный

Напряженные движения

 

 

 

Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Про таких активных детей иногда говорят, что они "без тормозов". А их родители спрашивают: "Как же воспитывать такого ребенка, как его развивать, учить, если он не может усидеть на месте?

C гиперактивными детьми можно и нужно много играть, заниматься. Как? Старайтесь подбирать игры так, чтобы детям было и интересно и полезно в них играть. Желательно, чтобы игры были направлены на тренировку трех важных функций - внимания, двигательной активности и импульсивности.

Давайте рассмотрим игры, направленные на тренировку внимания гиперактивного ребенка.

1."Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

2. "Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; Вы объясняете ему, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

3. "Броуновское движение"

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

4. "Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

5. "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять'. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).