(863) 275-35-16 контактный телефон
неОфициальный сайт психологов - консультантов
Психологи, Психотерапевты
Создать личную страницу на этом сайте
заполнить анкету
Объявления
все объявления
Я занят своим делом, а ты - своим.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты - не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты - это ты, а я - это я.
Если нам случится найти друг друга - это прекрасно.
Если нет - этому нельзя помочь.

Фредерик Соломон Перлз

Миссия сайта – дать возможность найти друг друга человеку, желающему познать себя, разрешить свои внутренние конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми и специалисту, который может ему в этом помочь.

Николай Руденко "О прощении"


Постоянно попадая в разные жизненные ситуации, мы часто делаем то, что не должны были бы делать. Обижаемся, сами обижаем других, критикуем, осуждаем. Мелкие обиды забываются сразу или через какой-то промежуток времени и если человек не держит в себе обиду, то она и не оказывает на его жизнь особого влияния. Но есть обиды, которые многие забыть не в состоянии. Очень трудно бывает забыть зло или несправедливость, причинённые нам другим человеком, особенно если это сделано умышленно. И тогда это становится источником многих негативных последствий для нас.
И тут встаёт очень важная проблема, как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Это проблема прощения. С точки зрения психологии обиду можно рассматривать как осознанное или неосознанное желание зла обидчику, которое не может реализоваться в действительности.

Но мы знаем, что на тонком духовном уровне каждый человек контактирует с Мирозданием как любая клетка организма со всем организмом. И этот контакт прервать невозможно при любой самой тяжёлой карме и при любом поведении человека. Поэтому обида на другого человека, злость, гнев – это неосознанная попытка энергетической атаки не только конкретного человека, но и Вселенной в целом, которая в результате этого вызывает деформацию полевых структур атакующего.

Из этого можно сделать вывод, что любое чувство обиды, которое ушло на большую глубину в подсознание или с которым человек длительное время не может справиться - это большая опасность. Чтобы избежать этой опасности, необходимо простить обидчика, то есть прекратить атаковать его на тонком уровне. Можно сказать, что прощение – это сознательное забвение причинённого нам зла или несправедливости. При этом конечно человек не забывает сам факт причинения зла, но должен предать полному забвению всякую ненависть или обиду к совершившему преступление или несправедливость по отношению к нему.

Очень точно сказано у Луизы Хэй: «Как только человек заболевает, ему следует поискать в своём сердце, кого надо простить. Если вы найдёте человека, которого простить очень трудно, то вам именно его и надо простить».

Простить обидчика всегда непросто, и в практике работы с людьми бывают случаи, когда человек не понимает, как можно простить и почему он должен прощать того, кто причинил или причиняет ему столько боли, зла, неприятностей. Для осознания необходимости и возможности прощения важно разъяснить такому человеку несколько моментов.
1. Всякая обида, гнев, направленный на обидчика наносит вред прежде всего тому, кто обижается.
2. Когда человек обижается или злится на обидчика, он становится уязвим для того зла, которое на него направлено. Он как бы принимает его на себя, не даёт ему вернуться назад к обидчику. Получается, что обижающийся оказывается как бы энергетически завязанным со своим обидчиком и не даёт в полную меру сработать механизму наказания за то зло, которое тот совершает. Наказание конечно рано или поздно его настигнет. Но за это время он может ещё нанести много зла как вам, так и другим людям. Если же его прощают за причинённое зло, то он быстрее получает наказание и у него появляется возможность осознать свои ошибки и измениться. А это хорошо и для вас и для других. (Важное замечание: при прощении не надо думать о том получит ли обидчик наказание или нет. Наказание не должно быть целью прощения. Сострадание, понимание, что обидчик не осознаёт, что творит, не понимает, что вредит прежде всего себе – вот о чём надо думать).
3. Если человеку сказать: «Пожелайте здоровья и всего хорошего своему обидчику», то он может возмутиться: «Как же так, он мне сделал столько гадости, а я должен ему это желать?» Здесь важно осознать, что стоит за таким пожеланием. Человек, творящий зло, не может быть по-настоящему здоровым и счастливым. И, желая ему здоровья и, мы тем самым желаем ему морального, духовного здоровья, осознания своих ошибок. А это и может привести его к исцелению и он может стать счастливее. Таким образом, мы желаем человеку стать лучше. Получается, что, желая своему обидчику стать здоровым и счастливым, мы помогаем и себе и всем, кто с ним общается, а также Мирозданию в целом. И независимо от того, поможет ли наше пожелание измениться обидчику, тот факт, что в ответ на зло мы посылаем добро, имеет положительное значение и для Мироздания и для нашей жизни и здоровья.
4. Важно понимание того, что в мире ничего не бывает случайного, ничего не происходит просто так. И если какой-то человек вас обидел, то подумайте о том, за что мир посылает вам наказание через этого человека. И вашего обидчика в таком случае можно воспринимать как учителя, который заставляет задуматься о своём поведении, о своей жизни. Осознав перечисленные моменты, человеку легче прийти к пониманию необходимости прощения. Но даже, несмотря на понимание этого, многим совсем не просто простить другого человека.

Чтобы понять, с чем это связано, рассмотрим эту проблему с позиций духовной науки. Прежде всего необходимо обратить внимание на те основные признаки, по которым можно отличить истинное прощение от его многочисленных подобий и личин, под которыми оно часто выступает в жизни. В этом смысле прощение часто понимается слишком просто. То, что при поверхностном рассмотрении выглядит как прощение, на самом деле может оказаться особой формой осознанного или неосознанного эгоизма, скрытым желанием выставить себя в более выгодном свете, когда само мнимое прощение не требует никаких усилий, никакой внутренней работы. Иногда же человек искренне хочет простить и ему кажется, что он простил, а обида на самом деле уходит глубоко в подсознание и остаётся там. Почему же так трудно достичь истинного прощения?

Это можно понять, рассматривая процесс прощения с позиций Высшего и низшего Я. Низшее Я в силу постоянно присущего ему эгоизма всячески противится прощению, цепляясь за любую возможность или отговорку, чтобы не совершать этого внутреннего шага. По своему существу низшее Я человека всегда склонно к злопамятству и по своей природе ничего не хочет забывать добровольно. Оно видит в любом забвении непосредственный ущерб, наносимый его чисто эгоистической целостности. Поэтому первым условием истинного прощения является самопреодоление.

В акте прощения имеет место пронизание низшего Я силами и субстанцией Высшего Я. А это всегда связано с необходимостью одновременного преодоления человеком всех тянущих вниз тенденций его низшего Я, так как только там, где силы низшего Я в достаточной мере преодолены моральной волей человека, может развернуть свою деятельность Высшее Я. А это означает, что истинное прощение всегда носит жертвенный характер. Поэтому степень эффективности прощения определяется в первую очередь именно степенью его жертвенности, которая заключается в хотя бы частичном преодолении низшего Я Высшим.

Второй важной особенностью истинного прощения является его внутренняя активность. Истинное прощение в отличие от кажущегося никогда не может обладать пассивным характером. Активность его заключается в том, что мы не просто принимаем решение забыть о причинённом нам зле или несправедливости, но в действительности ещё и внутренне берём на себя обязательство исправить тот ущерб, который злым поступком был нанесён не только нам, но и миру. То есть при истинном прощении мы добровольно берём на себя внутреннее обязательство дать миру столько же сострадания, любви и добра, сколько у него было отнято злым поступком.

Один из удивительных примеров прощения приведён в книге американского психиатра Георга Ричи «Возвращение из завтра». В конце войны, в мае 1945 года Ричи с группой врачей был послан в освобождённый нацистский концлагерь. Здесь он встретился с заключённым, по национальности польским евреем, которого американцы прозвали Биллом Коди. Ричи был очень удивлён, когда узнал, что Билл находился в концлагере с 1939 года. Несмотря на все ужасы жизни в лагере шестилетнее пребывание в таких нечеловеческих условиях не вызывало у него ни физических ни душевных недугов. Он и по внешнему виду отличался от других заключённых. Его фигура была прямой, глаза - ясными, энергия – неиссякаемой. Помогая врачам, Билл работал не зная усталости по 15-16 часов в день, в то время как сами врачи валились с ног. Сострадание к заключённым товарищам буквально сияло, излучалось из него и это придавало сил всем, кто был рядом с ним.

Однажды Билл Коди поведал Георгу Ричи свою собственную историю. Он с женой и пятью детьми жил в еврейском секторе Варшавы. Когда немцы заняли город, они поставили всех к стене и открыли огонь из автоматов. Билл умолял их, чтобы они разрешили ему умереть вместе с семьёй, но т.к. он говорил по-немецки, то его направили в рабочую группу. Так он потерял семью, но остался жить.

Билл завершил свой рассказ такими словами: «Тогда я должен был решить: отдаться ли чувству ненависти к солдатам, которые это сделали или нет. Это было лёгкое решение, действительно лёгкое. Я был адвокатом. В моей работе я слишком часто сталкивался с тем, что может делать ненависть с человеческим разумом и телом. Ненависть только что убила шестерых людей, которые были для меня дороже всего на свете. И я решил остаток моей жизни – будут ли это лишь несколько дней или много лет – посвятить тому, чтобы любить каждого человека, который мне встретится». И это была та сила, которая так хорошо сохранила этого человека во всех лишениях.

В этом примере с особой силой выступает второе условие истинного прощения. И здесь мы встречаемся с поразительным фактом. А именно, это второе условие оказывается одновременно и значительно труднее и неизмеримо легче первого. Труднее с точки зрения низшего Я, но неизмеримо легче с точки зрения Высшего, так как для подлинного самопреодоления человеку необходимо одержать трудную победу в реальной борьбе Высшего и низшего Я. Что касается второго условия, то оно может быть достигнуто (если оно вообще достижимо для конкретного человека) только после достижения победы Высшего Я над низшим, то есть уже непосредственно из Высшего Я.

Если мы теперь примем во внимание основные свойства Высшего Я, а именно постоянное прощение им на протяжении всей земной жизни человека его низшего Я, а также жертвенное излияние Высшего Я в окружающий мир через пронизывание собой низшего, то нам станут понятны невероятные слова о решении простить сказанные Биллом Коди: «Это было лёгкое решение, действительно лёгкое».

Из сказанного можно сделать вывод: то, что кажется неисполнимым и даже недостижимым для низшего Я, оказывается чем-то само собой разумеющимся, чем-то совершенно лёгким для Высшего Я. Поэтому слова Билла Коди о лёгкости прощения являются свидетельством присутствия и действия в его душе Высшего Я. Из примера с Биллом Коди следует, что именно трудность или лёгкость истинного, т.е. внутренне активного прощения определяется прежде всего мерой непосредственного присутствия и действия в человеке его Высшего Я, а значит степенью его победы над низшим Я. Исходя из этого каждый человек постоянно имеет возможность проконтролировать через свою способность к прощению степень присутствия и развитости в нём Высшего Я.

В итоге можно сказать, что есть два основных условия истинного прощения: забыть причиненное тебе зло и непрестанно помнить о необходимости нести в мир любовь и добро как единственное средство преодоления последствий зла в мире.

В заключение стоит сказать ещё об одной важной форме прощения. Это прощение, направленное не на другого человека или группу людей, а на выпавшую на долю человека трудную судьбу, которая может выражаться, например, в тяжёлой неизлечимой болезни, несчастном случае, безвинном пребывании в тюрьме и т.п. Эту особую форму прощения можно назвать как прощение собственной судьбы. В случае полного принятия своей судьбы, как и в случае истинного прощения, происходит самое интенсивное пронизание низшего Я Высшим. И происходит это в силу следующих причин. Всякая тяжёлая или неизлечимая болезнь или несчастный случай, последствия которого резко меняют ход жизни, обусловлены всей кармой человека и являются прямым результатом тех высших решений, которые человек сам принял в духовном мире, пребывая в своём Высшем Я ещё до своего воплощения в земную жизнь. И теперь – уже в земной жизни добровольно принимая испытания и примиряясь с ними, человек тем самым преодолевая отчаяние и протест своего обычного Я, как бы переносится на точку зрения вызвавшего эти испытания Высшего Я. Способность к прощению и принятию собственной судьбы имеет ещё одно важное последствие. Человек, развивший в себе эту способность, после своей смерти проходит через исключительно лёгкий период очищения. Смысл очищения заключается в отвыкании его от склонностей к чисто физическому миру, в своего рода забвении их. А человек, много прощавший на Земле, благодаря этому развивает в себе способность к душевному забвению, к забвению того, что с точки зрения Высшего Я, в котором человек живёт после смерти, не должно больше пребывать в его душе.
 
все статьи » statii.jpg